Календарь

Декабрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июл    
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31  
Архангельский региональный портал государственных услуг и муниципальных 
услуг
Портал 
государственных услуг Российской федерации

МУЗЫКА  КАК  СРЕДСТВО  АДАПТАЦИИ

РЕБЕНКА  РАННЕГО  ВОЗРАСТА К  ДЕТСКОМУ  САДУ

            «С помощью музыки можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребёнка, умереть слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения».                                                                                                                                        В.М.Бехтерев

       Сегодня уже не нужно доказывать необходимость музыкальных занятий с детьми раннего возраста, их благотворное влияние на психоэмоциональное состояние и физическое здоровье, а также как средство коррекции и лечения при различных патологиях.

Музыкально-двигательные упражнения имеют особую значимость, являясь универсальным средством всестороннего гармоничного развития ребёнка незаменимым инструментом общения детей и взрослых, их эмоционального взаимодействия.

Малыш никогда не откроет для себя всей полноты и богатства музыкальной культуры, без помощи взрослого, который передаёт свой опыт культурного человеческого действия. Разделяя с ребёнком радость от совместных действий, педагог побуждает  к активной деятельности.

На третьем году общение со сверстниками начинает занимать большое место в жизни ребёнка. Присутствие других детей побуждает к поиску своих возможностей. Яркие переживания, впечатления от услышанной музыки побуждают ребёнка эмоционально откликаться на неё (гуление, хлопки, покачивания). Без развития эмоций (примитивное общение) ребёнок отстаёт в общем развитии, развитие чувств искажается. Психолог Т. Шибутани утверждает, что отсутствие опыта общения со сверстниками притупляет способность понимания других людей, проявляя эгоизм.

При поступлении в ясельную группу педагоги проявляют максимальную чуткость к малышу через касание (“Дай ладошечку, моя крошечка”), поглаживание (Игра “Кошка и котята”), ласковую интонацию, улыбку. Утешить ребёнка может игрушка, которую нужно уложить спать (колыбельная) угостить кошечку молочком (сложив из рук “блюдечко”), зайчика – морковкой (пропев народную песенку), пожалеть больного (“Котик” Парцхаладзе, “Заболел наш петушок” Витлина, “Кукла” Старокадомского). Роль “наблюдателя” поможет вытащить малыша из “скорлупы” недоверия. Поможет в совместных действиях похвала, подбадривание, ведь ребёнок насторожен, смущён, робок. Дети очень чутко реагируют на состояние окружающих. Спокойный, ровный настрой педагогов создаёт хорошее настроение. Раздражённое, удручающее расположение духа передаётся и детям. Поможет и сюрпризный момент с прятаньем (за платочек, поиск спрятанного предмета), которое вызывает восторг. Эта радость переживается и при виде заводных игрушек, театра кукол «Би-ба-бо».

Учитывая высокую потребность в двигательной активности, следует совершенствовать основные движения (ходьба, бег, прыжки), разнообразить упражнения для различных групп мышц, напряжение и расслабление, развитие мелкой моторики.

Хорош игровой приём использования игрушки, которая «смотрит», как дети двигаются, танцует вмести с ними. Вовлекать малышей в передачу образа зайки, медведя, лисы, и т.п. Воспитывая усидчивость и слушательскую культуру, используем приём, как слушает музыку собачка или другие персонажи. Чем больше игрушек (ленточки, кубики, колокольчики, шуршащие султанчики, бубны, дудочки, барабаны, балалайки, деревянные  ложки и другое), тем больше ориентирован и раскован в движениях ребёнок, смело пробуя новое движение или участвуя в незнакомой игре.

Формируя певческие навыки опираться на подражательную способность детей. Теплота, задушевность пения (без музыкального сопровождения) вовлекает детей к повтору фраз, слов. Малоактивные дети подпевают позднее, без принуждения.

Частые гости у малышей – дети из старших групп, которые выступают на развлечениях и утренниках. Это пробуждает в детях 2-3 лет желание петь, правильно двигаться.

Следует помнить о быстрой утомляемости, о невосприимчивости к громким и ненужным (не выключаемое радио) звукам этого возраста. Есть дети, которые не терпят физического контакта, несчастные, подавленные, застенчивые – ко всем искать индивидуальный подход.

Вовлекаем родителей при изготовлении костюмов и атрибутов, в участие в праздниках и при чаепитиях, оказать посильную спонсорскую поддержку. Для тесного контакта создан клуб “Кроха”, на котором даются рекомендации, как провести досуг, праздник в семье, развить музыкальные способности дома.

Музыкальное воспитание  -  удивительный источник обогащения детского словаря, развития творчества, интереса к миру музыки, совершенствование мышления и других психических процессов. К концу учебного года многие малыши активно поют, правильно реагируют (двигаются) на “новую” музыку, установлен эффективный, устойчивый интерес к занятиям музыкой.

 

 

 

Музыкальный руководитель Наталья Григорьевна Антонова